2018 год. В фильме «Черное зеркало: Брандашмыг» зрители впервые получили возможность выбирать судьбу главного героя. Человечество перешагнуло важный рубеж. Мы перестали быть просто зрителями. Мы стали соавторами.
И этот момент стал точкой нового отсчета психологии потребления контента.
Нейропсихология интерактива - почему мы не можем отказаться от выбора
Дофаминовая петля соавторства
Когда мы пассивно смотрим сериал, мозг получает дофамин от предвкушения развязки. Но когда МЫ выбираем, будет ли герой убегать или драться, активируются дополнительные нейронные цепи:
- Префронтальная кора - принятие решений
- Прилежащее ядро - вознаграждение за «правильный» выбор
- Миндалевидное тело - эмоциональная вовлеченность
Эффект создателя
Психологи доказали: мы ценим в 3-5 раз больше то, в создании чего участвовали лично. Выбор в интерактивном кино создает иллюзию соавторства.
Вспомните любое популярное шоу – теперь зритель выбирает, кто уйдет. Выбирает и повышает рейтинги.
Снижение сопротивления
Отсутствие навязанного плана действий, возможность выбора приводит к тому, зритель не переключает сериал, потому что инвестирован в сюжет своими решениями.
А значит увеличивается экранное время.
А еще Нетфликс получил доступ к уникальным данным - поведенческим сигналам своих зрителей. Они узнали то, что никогда не узнаешь опросами - какие мотивы, решения и темы на самом деле цепляют аудиторию. Эти данные стали одним из источников информации для разработки новых проектов.
Когда мы пассивно смотрим сериал, мозг получает дофамин от предвкушения развязки. Но когда МЫ выбираем, будет ли герой убегать или драться, активируются дополнительные нейронные цепи:
- Префронтальная кора - принятие решений
- Прилежащее ядро - вознаграждение за «правильный» выбор
- Миндалевидное тело - эмоциональная вовлеченность
Эффект создателя
Психологи доказали: мы ценим в 3-5 раз больше то, в создании чего участвовали лично. Выбор в интерактивном кино создает иллюзию соавторства.
Вспомните любое популярное шоу – теперь зритель выбирает, кто уйдет. Выбирает и повышает рейтинги.
Снижение сопротивления
Отсутствие навязанного плана действий, возможность выбора приводит к тому, зритель не переключает сериал, потому что инвестирован в сюжет своими решениями.
А значит увеличивается экранное время.
А еще Нетфликс получил доступ к уникальным данным - поведенческим сигналам своих зрителей. Они узнали то, что никогда не узнаешь опросами - какие мотивы, решения и темы на самом деле цепляют аудиторию. Эти данные стали одним из источников информации для разработки новых проектов.
Как стать «Netflix» в своей нише - практические шаги
Пока психологи и коучи, да и другие помогающие специалисты, пользуются старыми методами консультирования, они превращают клиента в пассивного потребителя услуг.
Когда добавляются игровые механики, то:
Секрет успеха Netflix – в понимании, что современный человек больше не хочет потреблять. Он хочет со-творить. Сочувствовать. Со-переживать. Со-здавать.
Экспертам не нужен другой контент, давайте попробуем другой формат взаимодействия?
Когда добавляются игровые механики, то:
- клиент автоматически превращается в соавтора – он кидает кубик, попадает на ячейку, выбирает карту, которая определит дальнейшее развитие игры.
- монолог становится диалогом, где клиент делится, советуется, вместе с экспертом ищет решения.
- линейная программа консультирования преобразуется в индивидуальный маршрут, где клиент может попробовать – а что будет, если пойти по-другому?
Секрет успеха Netflix – в понимании, что современный человек больше не хочет потреблять. Он хочет со-творить. Сочувствовать. Со-переживать. Со-здавать.
Экспертам не нужен другой контент, давайте попробуем другой формат взаимодействия?