Как выбрать свою первую игру: гид по форматам для психологов и коучей
2025-09-24 11:04
Вы решили, что игровые методы - это мощный инструмент для вашей практики. Вы видели, как коллеги проводят трансформационные игры, и чувствуете потенциал. Но вы открываете каталог, а там - десятки коробок с загадочными названиями.
Давайте обсудим, как выбрать игру и не ошибиться.
Прежде всего, ваша задача - не найти идеальную игру для всех, а найти свою первую игру.
Ту, которая станет вашим надёжным партнёром. Для этого нужно сместить фокус с внешних характеристик игры на внутренние запросы: ваши и ваших клиентов.
ШАГ 1. Начните с себя - выберите С ЧЕМ (с какой темой) вы хотите работать.
Вариантов здесь огромное количество:
про отношения
для самопознания
экономические
бизнесовые
про деньги
про саморазвитие и личную эффективность
про тело и вес
про родовые сценарии
про достижение целей
и много чего еще.
Например, деньги – тема, с которой работаю я.
Шаг 2. Определите механизм работы, а точнее КАК работает игра.
Это самый важный вопрос. Он про то, какой именно процесс изменения запускает игра. Это и есть двигатель трансформации.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ - ваш психологический рентген.
Они обходят защитные механизмы психики, чтобы выявить истинные убеждения, внутренние конфликты и скрытые ресурсы.
Идеальны для запросов: “Не знаю, что со мной не так”, “Хочу понять свои истинные желания”, “Почему у меня это повторяется?”.
ИГРЫ ДЕЙСТВИЯ (Игры-планировщики & Симуляторы) - ваш тренировочный полигон.
Нужны для отработки навыков, закрепления новых паттернов и создания готового плана. Игрок не просто понимает, что делать, - он прочувствует это на практике.
Идеальны для запросов: “Знаю что, не знаю как”, “Не знаю, как прийти туда, куда хочу”, “Нужен четкий план”.
Например: игра про деньги может быть на обнаружение когнитивных искажений и убеждений (диагностическая игра), или на построение плана выхода на новый уровень (игра на действие).
Мой выбор игры, которые объединяют оба фокуса. Где можно работать и с корнем проблемы, и выстраивать маршрут в новое будущее (действие). Это и есть самый мощный синтез для устойчивого изменения.
ШАГ 3. Оцените, ЧЕМ вы владеете, чтобы проводить такие игры?
Психологические игры: работа с мышлением, когнитивными искажениями, эмоциональными паттернами, убеждениями и внутренними ресурсами.
Коучинговые игры: фокус на будущее, перевод ресурсов в конкретные действия, построение стратегии.
Эзотерические игры: требуют знаний в этом направлении, чтобы проводить игроков через все тонкости нумерологии, астрологии и других систем познания.
Бизнес-игры: помогают построить стратегию, отработать конкретные навыки, смоделировать конкретные ситуации и найти способы оптимального выхода из них
Например, у меня есть достаточная квалификация для проведения психологических и коучинговых игр, но я предпочитаю коучинговые, внедряя туда базовые психологические элементы.
Эзотерические игры я не провожу, т.к. я не владею знаниями в этих направлениях.
Бизнес-игры провожу только для игропрактиков, т.к. это основная тема моей работы, в которой мне есть чему научить и есть насмотренность, которая помогает найти ошибки.
ШАГ 4. Решите, КАК и С КЕМ вы хотите играть
Выбираем формат игры:
Настольные - усиливают стратегическое мышление. Идеальны для глубокой, вдумчивой работы.
Живого действия - включают тело и эмоции через движение и роли. Задействуют зеркальные нейроны, усиливают эмпатию.
Онлайн-формат - те же настолки, самый демократичный и доступный формат, но он требует от ведущего филигранного владения инструментами для удержания внимания.
Выбираем аудиторию:
Личные, где фокус на внутреннем мире или стратегии одного игрока (самопознание, проработка тем).
Парные, в которых работа ведется с темой отношений в паре (супружеские, детско-родительские, бизнес-партнеры).
Групповые, благодаря которым выстраивается коммуникация и командное взаимодействие.
Организационные, в которых фокус держится на процессах внутри компании (стратегия, коммуникация, корпоративная культура).
И сразу обратите внимание на то, с кем вы хотите работать
Взрослые/дети
Женщины/мужчины
Эксперты/владельцы бизнеса
и т.п.
И ЭТО ЕЩЕ НЕ ВСЕ.
Я собрала для вам чек-лист, по которому вы быстро сможете определить, насколько подходит вам игра:
1. Решает запрос моих клиентов. Я сразу вижу, для каких сессий её применю.
Да/нет
2. Подходит под мой формат работы (индивидуальный/групповой, онлайн/офлайн).
Да/нет
3. Правила понятны мне за 15 минут. Если я их не понимаю, я не смогу объяснить клиенту.
Да/нет
4. Есть поддержка от автора. Важно иметь доступ к инструкциям, вебинарам, чату, где можно задать вопрос.
Да/нет
5. Она вызывает у меня интерес и отклик. Мне самому хочется в неё поиграть.
Да/нет
6. Я покупаю её не потому, что «у всех есть», а потому что вижу её ценность лично для своей практики.
Да/нет
Надеюсь, что этот чек-лист поможет вам выбрать ту самую игру, которая будет и помощником, и маркетологом, и вашим личным консультантом.